среда, 6 апреля 2011 г.

Денис Бояринов: Песни Любви или Смерти

Сегодняшний гость Уаси - Денис Бояринов, музыкальный журналист, шеф-редактор раздела «Современная музыка» портала OpenSpace.ru и ведущий передачи «Красная книга» на радио Follow Me. Без лишней суеты и трепыханий я предоставляю слово автору. Черную игрушку ты сделал, Денис.




посвящается дуэтам games и несмеяна

Треклист:

А`Studio - “Белая Река” (1991)
Наташа Королева - “Желтые Тюльпаны” (1991)
Анастасия - “Нарцисс” (1991)
Алексей Щукин и группа “Комиссар” - “Ты уйдешь” (1991)
Богдан Титомир - “Ночь Разлуки” (1992)
Алексей Глызин и группа “Ура” - “Пепел Любви” (1990)
Форум - “Улетели листья” (1987)

Songs of Love or Death by Boyara

Насколько я понял, у вас очень логоцентрический блог - такой кружок любителей словесности, маскирующийся под кружок любителей музыки, поэтому в этом комментарии очень много букв.

Сначала я бы хотел объяснить название микса - “Песни Любви или Смерти”. Многие мои друзья говорят - что за ужас, оно же пошлое. Ну да, разумеется: и музыка, которая им маркирована, далека от критериев high brow - я бы сейчас рассказал, почему я в гробу видал “хайбрау”, но боюсь что это будет долго...

Короче, “Песни Любви или Смерти” - это не случайно. На идею сложить такой микс меня натолкнула новая книга Андрея Левкина “Марпл” (кстати, очень ее рекомендую всем любителям словесности) - так вот в этой книге Левкин-Марпл блестяще деконструирует и реконструирует заново классический бунинский рассказ “Чистый понедельник” (который наверняка завсегдатаи этого блога знают назубок) - и, в частности, мимоходом высказывает такую мысль, что главная героиня “Понедельника”, в которую влюблен рассказчик, это не только женщина, не только Россия - но, вполне возможно, и Смерть. Во всяком случае, приметы совпадают. Я и подобрал такие русские поп-песни дикого периода конца 1980-х начала 1990-х, где в текстах песен слова “любовь”, “смерть”, “ты” и “Россия”, в принципе, легко взаимозаменяемы.

Важная ремарка: этот сборник записан исключительно со 180-граммовых винилов за один присест (т.е. без дублей) - хотелось бы поблагодарить Мишу Резвана и Таню Андрианову с радио Follow Me за предоставленную возможность записаться, ну и терпение, конечно.

1

А`Studio - “Белая Река”

Казахская группа А`Studio - то есть “Алма-Ата Студио” - и доныне жива и неплохо себя чувствует в российском шоу-бизе, потому что ее лидер-композитор-продюсер Байгали Серкебаев - большой умница, хороший предприниматель и музыкант отменный.

Дебютная пластинка А`Studio “Джулия” - это маленький шедевр русскоязычной поп-музыки, который невозможно повторить, даже если кому-то сильно захочется. Сошлись все звезды: талант Серкебаева, вокал Шукенова, студия Александра Кальянова и бабки Аллы Пугачевой, которая тогда была безумно влюблена в казахов и протежировала их от всей души. Получилась мощная пластинка советского пост-нью-вейва, записанная - как у нас водится - с опозданием на 10 лет.

2

Наташа Королева - “Желтые Тюльпаны” (1991)

В хорошем миксе должен быть один безоговорочный хит, чтобы девочки танцевали - мне кажется, “Тюльпаны” как раз из такого сорта песен. Игорь “крутится-вертится-старая-мельница” Николаев написал немало шлягеров советской эстрады, но на этой пластинке, сочиненной для 17-летней Наташи Порывай, было то, чего явно не хватает в его других сочинениях, да и вообще в советской эстраде - желания и секса, и совсем нет того, из чего сейчас на 150 процентов состоит Наташа Королева и вся постсоветская эстрада -- а именно, блядства.

3

Анастасия - “Нарцисс” (1991)

Огненная певица Анастасия Протасенко-Минцковская едва появилась в начале 1990-х с дебютной пластинкой “Высокий каблук”, как сразу же закрепилась в образе молодой преемницы Пугачихи. И видимо напрасно - потому что тут же оказалась в ее Театре песни и стала петь на Рождественских встречах вместо приличного попса псевдонародные песни про есаулов и атаманов.

Позже Анастасия будет обвинять Примадонну в том, что она сгубила ее карьеру - но теперь уже, за давностью лет, ничего не разберешь и не докажешь. “Нарцисс” - песня с “Высокого каблука”, на обложке которого под высоченной металлической шпилькой корчатся пластилиновые мужички - интригует темпом и сюжетом: много ли вы знаете русских песен о любви к самовлюбленному мудаку? Я - нет, а тема, между прочим, сейчас как никогда актуальна.

4

Алексей Щукин и группа “Комиссар” - “Ты уйдешь” (1991)

К группе “Комиссар”, которая сейчас лабает на провинциальных “Дискотеках 1990-х”, я отношусь с особой нежностью - потому что под ее героиновый дэнс-поп у меня случился первый наркотрип - в нежном школьном возрасте, во время отходняка после операционного наркоза. При всей нынешней мизерабельности и вида, и участи Щукина и его бэнда, в 1991-м они были очень продвинутая группа: музыку им делал уже, кажется, покинувший “Технологию” Леонид Величковский, они пели вольные римейки песен Pet Shop Boys и т.д. Портило ситуацию лишь то, что солист Щукин одевался под Олега Газманова - носил бушлат и тельняшку, что конечно мало сочеталось с их музыкой.

Насколько мне известно, “Комиссар” никогда не выходил на виниле - только на магнитоальбомах, записи которых можно обнаружить в сети - песни на них трогательно прерываются дикторскими объявлениями о том, что “Все права на песни группы принадлежат кооперативной студии “Ритм”” или что-то типа того. Этот трек взят с винилового сборника “От Рождества до Рождества”, на котором вместе с “Комиссаром” представлены куда более кондовые хиты Валерии, Вики Цыгановой, Игоря Талькова и группы “Черный Кофе”.

5.

Богдан Титомир - “Ночь Разлуки” (1992)

Богдана “Папу Бо” Титомира, вероятно, представлять не требуется. Его дебютная сольная пластинка, записанная после разрыва с Лемохом-Огурцовым и ухода из “Кар-Мэн” - такая же диковато-крутая, как и ее обложка, где затянутый в кожу Титомир развалился на чоппере. Впечатляет амбиция: Титомир пытался симулировать ни много ни мало молодежное движение “High Energy”, где модные ребята и девчата, по примеру вожака, не пьют и не курят, не думают ни о чем, а только занимаются танцами и сексом (Почему сейчас ни у кого нет такого замаха?). Тем странней в ее контексте звучит эта песня, в которой лирический герой задумывается о том, что бывает после секса.

6.

Алексей Глызин и группа “Ура” - “Пепел Любви” (1990)

Ветеран советского шоу-биза, участник главного ВИА страны “Веселые Ребята”, Алексей Глызин в конце 1980-х записал удачную сольную пластинку - что удивительно, на песни поэта Симона Осиашвили и композитора Виктора Чайки, которые впоследствии сами стали петь и при этом одни из наипошлейших песен постсоветской эстрады.

7.

Форум - “Улетели листья” (1987)

Дебютная (и гениальная) пластинка лениградского электропоп-ансамбля “Форум” “Белая Ночь”, где пел Виктор Салтыков - вообще-то из другой исторической эпохи, поскольку она была записана еще в 1985-м. С одной стороны, всего несколько лет разницы, и целая пропасть разделяет СССР образца 1985-го и Россию 1990-го - и людей, населявших эти страны. С другой, это ведь те же самые люди - вот парадокс. Короче говоря, несмотря на хронологический сбой, я решил что будет правильно закончить микс о “любви-смерти-родине” душераздирающей песней на стихи Николая Рубцова - очень русского поэта трагической судьбы. Потому что “повторится в мире неизбежность”.



1 комментарий:

  1. Жолтама тюльпане, вензики разлучки, пьянама танцуем.

    ОтветитьУдалить